Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Понятие конкуренции и монополии 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 30 янв 2011, 01:38
Сообщений: 129
Откуда: Питер
Конкуренция является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, в которой дух соперничества пронизывает все стороны общественной жизни. Однако в централизованно-плановой экономике России такие понятия, как "конкуренция" и "монополия", были абсолютно неприменимыми и находились под запретом. Считалось, что современные проблемы конкуренции, имеющие место в рыночной экономике, не имеют практического значения для деятельности социалистических предприятий, поскольку им чужды методы капиталистической системы хозяйствования. Конкуренции противопоставлялось социалистическое соревнование, которое "основано на отношениях товарищеского сотрудничества, взаимной помощи и социалистического коллективизма".

Конкуренция же определялась как "антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, которая неизбежно сопровождается анархией и стихией, осуществляется жестокими и хищническими методами, ведет к разрушительным экономическим и социальным последствиям". На первый взгляд, такая характеристика конкуренции может показаться верной, ибо, как образно заметил Ф. Хайек, "часто против конкуренции возражают на том основании, что она "слепа". Однако, замечает автор, древние изображали богиню правосудия с завязанными глазами, что служило символом ее беспристрастия и справедливости. У конкуренции, быть может, немного общего со справедливостью, но одно общее достоинство у них есть — и та, и другая "не взирают на лица".

Рыночная экономика предполагает равенство участников хозяйственного оборота, свободу в принятии ими решений, недопустимость чьего-либо вмешательства в их дела. И здесь трудно заранее предсказать, кому в условиях конкуренции повезет, а кому нет, кто выиграет, а кто проиграет, ибо в данном случае существенную роль играют не только способности людей, но и случай. Что же представляет собой конкуренция? В буквальном переводе с латинского языка термин "конкуренция" означает: сбегаться, сталкиваться. Применительно к предпринимательской деятельности она означает соперничество, состязательность между участниками рыночных отношений, которые всегда действуют, исходя из рационального преследования личных выгод. Как предприниматели они стремятся к увеличению прибыли, как потребители они добиваются максимального повышения полезности приобретаемых ими товаров и услуг. Таким образом, каждый, стремясь только к собственной выгоде, в действительности одновременно удовлетворяет и какой-то чужой интерес, а в конечном итоге они все вместе реализуют общественные интересы.

Известный английский экономист А. Смит, описывая систему рыночной экономики, показал, что именно стремление индивидуума к достижению своих эгоистических интересов является главной движущей силой хозяйственного развития. Вот как он об этом писал: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно — таков смысл всякого подобного предположения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить выгоду, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а лишь об их выгодах!" Следует отметить, что хозяйствующего субъекта что-то должно удерживать от беспредельно растущей жажды наживы. Таким регулятором, по утверждению А. Смита, служит конкуренция, которая, усмиряя эгоистические интересы предпринимателей, приводит их к определенной гармонии, к так называемому рыночному равновесию.

Легальное определение конкуренции содержится в Федеральном законе "О защите конкуренции" как "соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке". Процесс становления и развития конкуренции уходит своими корнями в глубинную сущность товарно-денежных, рыночных отношений. Каждый предприниматель в стремлении максимизировать свою прибыль неизбежно вступает в соперничество с другими участниками рынка за лучшие условия производства, используя при этом весь арсенал своего преимущества. Такое соперничество каждого из них в погоне за прибылью приводит к расширению хозяйственной деятельности, к увеличению производства товаров и услуг, непрерывно насыщая ими рынок.

Одно из условий развития конкуренции — свобода предпринимательской деятельности, дающая хозяйствующему субъекту возможность по своему усмотрению вкладывать инвестиции в те сферы деятельности, которые, на его взгляд, могут принести ему максимальную выгоду. Однако на рынке товаров и услуг свободой выбора обладают не только производители, но и потребители, отдающие предпочтение товарам и услугам, которые дешевле, качественнее, разнообразнее. Таким образом, в конкурентную борьбу на рынке вовлекаются не только конкурирующие между собой производители, но и производители и потребители. Конкурентная борьба возникает и между самими потребителями, когда на рынке ощущается нехватка тех или иных товаров. Необходимо отметить, что рыночная экономика на протяжении всей своей истории существования, вплоть до начала 80-х годов 20 века, развивалась в условиях превышения спроса над предложением, что неизбежно вело к установлению диктата производителя над потребителем и усилению конкуренции между покупателями, испытывающими товарный дефицит.

В настоящее время завершился период преобладания спроса над предложением продукции ряда отраслей экономики и на смену ему пришло избыточное предложение, что в значительной степени улучшило позиции потребителей, поскольку избыточное предложение, усиливая конкуренцию, способствует не только значительному увеличению ассортимента товаров, но и улучшению их качества и снижению цен. "В условиях развитого рынка, — пишет С.Э. Жилинский, — конкуренция есть постоянная гонка без финиша, когда нельзя остановиться, отдохнуть от изнурительного соперничества". По мнению профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера, существуют пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли:
1) потенциальные конкуренты, что означает угрозу появления в отрасли новых компаний и как следствие, роста производственных мощностей, увеличения объемов производства, падения цен и снижения нормы прибыли;

2) возможности поставщиков. Поставщики могут оказать давление на отрасль, которой они поставляют свою продукцию и в конечном итоге повлиять на снижение прибыльности отрасли;

3) угроза появления на рынке товаров-субститутов (заменителей), что может ограничить возможности извлечения прибыли в данной отрасли;

4) возможности потребителей. Это ситуация, когда покупатели вступают в конкуренцию с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары или услуги более высокого качества, сталкивая при этом конкурентов друг с другом;

5) конкуренция внутри отрасли между компаниями, уже укрепившимися на данном рынке. Конкурирующие на рынке компании борются за достижение более выгодного положения, используя при этом такие тактические приемы, как предложение товаров по сниженным ценам, усиление рекламы, выброс на рынок большой массы товаров, предоставление потребителям дополнительных услуг и гарантий. Выдерживают конкурентную борьбу те компании, которые обладают конкурентными преимуществами.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, в экономической теории обозначают термином "рыночные структуры", или модели. Существует общепринятая классификация, согласно которой выделяются четыре модели рыночных структур:

1) совершенная (свободная) конкуренция;

2) монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

Совершенная конкуренция складывается в условиях, когда в сфере производства действует большое количество мелких фирм, каждая из которых производит одинаковые товары, и при этом ни одна из них самостоятельно не может оказать существенного влияния на изменение рыночной цены. Примером совершенной конкуренции могут служить рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа, рынок иностранных валют и др. Характерные черты совершенной конкуренции одновременное функционирование на рынке множества фирм, из которых ни одна из них не занимает значительной доли рынка; продукция конкурирующих фирм является однородной (стандартизированной); новые фирмы могут свободно входить, а уже существующие свободно покидать рынок; покупатели и продавцы имеют равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели и продавцы располагают достаточной информацией о ценах на товары и о ценах на все виды затрат, необходимых для их производства.

Хотя совершенная конкуренция в современных условиях и занимает определенное место в рыночной экономике, однако в реальной действительности преобладает несовершенная конкуренция, из которой можно выделить три ее модели: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Главным условием появления несовершенной конкуренции стала дифференциация продукта и отсутствие на рынке товаров-субститутов (заменителей). Монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции и представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет стопроцентную продажу определенного продукта, не имеющего субститутов. "Монополия" в переводе с греческого языка означает "один продавец". Ее характерными чертами являются: уникальный тип продукта, когда нет близких заменителей; значительный контроль над ценой; практически непреодолимые барьеры на входе; некоторые ограничения доступа к информации.

Существуют три вида монополии: закрытая, открытая, естественная монополия.

Закрытая (государственная) монополия защищена от конкуренции юридическими запретами. Примером закрытой монополии является государственная монополия на алкогольную продукцию, производство наркотических веществ, патентная защита, авторские права, эмиссия наличных денег и организация их обращения. Существует также государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров. Государственная монополия вводится исключительно в целях обеспечения публичных интересов, под которыми понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного общества.

Открытая монополия, подчеркивающая активный, инновационный характер предпринимательства, как правило, носит временный характер, поскольку не обладает никакой специальной защитой от конкуренции и через некоторое время ее конкуренты могут появиться на рынке. Это чаще всего имеет место в условиях венчурного (рискового) бизнеса.

Естественная монополия представляет собой отрасль экономики, в которой издержки могут быть минимизированы лишь при условии роста масштаба производства, когда одна фирма обслуживает весь рынок и конкуренция практически неосуществима. Естественными монополиями часто называют предприятия общественного пользования, такие, например, как предприятия водоснабжения, электро- и газоснабжения, канализации, телефонной связи и др. Государство предоставляет этим отраслям исключительные привилегии, оставляя за собой право регулировать действия таких монополий в целях предотвращения злоупотребления монопольным положением.

Оборотной стороной монополии является монопсония (что в переводе с греческого языка означает — один покупатель), которая, используя монопольное положение, может ограничивать свои закупки определенного товара. Третья рыночная модель именуется олигополией, что в переводе с греческого означает "несколько продавцов", т.е. функционирование на рынке нескольких фирм. Характерными признаками олигополии являются: несколько крупных фирм, которые могут контролировать значительную долю рынка; продукция может быть как однородной, так и разнородной; вероятным может быть как наличие, так и отсутствие барьеров, затрудняющих доступ на рынок; продавцы и покупатели не всегда имеют одинаковый доступ к информации.

Четвертая модель рыночной структуры носит название монополистической конкуренции. По многим признакам она напоминает совершенную конкуренцию, в частности, тем, что тоже предполагает наличие множества мелких фирм, отсутствие барьеров при входе и выходе на рынок и с рынка, свободный доступ к информации. У нее есть лишь одно отличие, а именно — продукция различных фирм является не однородной, а дифференцированной.

_________________
Зри в Корень!


23 фев 2019, 06:02
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Ответить на тему   [ 1 сообщение ] 

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
 cron
Перейти на сайт САМ СЕБЕ ЮРИСТ ©