Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Договорные формы вложения иностранных инвестиций 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 30 янв 2011, 01:38
Сообщений: 129
Откуда: Питер
В практике зарубежных стран получили распространение договорные формы иностранных инвестиций. В международной практике развитых и развивающихся стран широко применяются такие договорные формы, как привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции и на основе концессионных договоров. Соглашения о разделе продукции и концессионные договоры сближает то, что основная часть расчета иностранной фирмы, получившей право на разработку соответствующего ресурса, с принимающим инвестиции государством осуществляется путем передачи ей части продукции, т. е. происходит ее раздел между фирмой и этим государством.

Положения Федерального закона от 5 июля 2005 г. "О концессионных договорах заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" имеют много общего с нормами Федерального закона РФ от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции". Это касается их преамбул, статей, определяющих, кто является сторонами соглашений, и положений, устанавливающих стабильность условий договоров. В практике РФ такие договорные формы привлечения иностранных инвестиций, как предоставление концессии и на основе соглашения о разделе продукции, не получили широкого распространения.

Важнейший законодательный акт, регулирующий одну из таких договорных форм инвестиционной деятельности, — Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" определил режим использования российских месторождений на условиях раздела продукции. Его сущность составляют следующие правовые условия:

1) стабильность условий хозяйственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения о разделе продукции;

2) предоставление государственных гарантий защиты имущественных и иных прав инвестора;

3) определение прав инвестора на принадлежащую ему продукцию на основе права собственности;

4) особый порядок налогообложения.

В развитие этого Закона был принят Закон от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", который конкретизировал порядок заключения соглашения о разделе продукции. Как видим, российское законодательство пошло по пути внедрения отдельного вида договоров концессионного типа — соглашений о разделе продукции. Заключение таких соглашений представляет еще одну форму осуществления прямых инвестиций.

Данный Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашения о разделе продукции. В нем детально урегулирован порядок заключения и исполнения соглашений между РФ и инвестором о передаче на возмездной основе и на определенный срок исключительных прав на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в договоре. Цель этого Закона — способствовать созданию в России благоприятного инвестиционного климата в области недропользования.

В характеризуемом Законе получила новую формулировку норма о разграничении компетенции федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ при утверждении перечня участков недр, эксплуатация которых осуществляется на основе раздела продукции. Он устанавливает порядок составления перечня участков недр, предусматривает основания для их включения в перечень и определяет критерии, на основе которых будут приниматься решения о заключении соглашений о разделе продукции. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" "на инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и правовых актов органов местного самоуправления".

Федеральным законом от 10 февраля 1999 года № 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", в Федеральный закон № 225-ФЗ включены нормы, определяющие правовое положение иностранных инвестиций, осуществляемых в РФ в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции. Соглашения о разделе продукции призваны стать основной организационно-правовой формой предпринимательской в области недропользования. Проблема определения правовой природы концессионных соглашений как особого вида соглашений, заключаемых между государством и иностранным лицом, является очень актуальной.

Некоторые зарубежные ученые оценивают природу концессионных соглашений в качестве международных договоров. Изменения и дополнения, внесенные в Закон "О соглашениях о разделе продукции", приблизили последний к концессионному договору. Правовая природа соглашений о разделе продукции и концессионных договоров давно оспаривается в отечественной и зарубежной науке. То, что эта проблема не разрешена, может отрицательно сказаться на практике применения данного Закона. Соглашение о разделе продукции может быть заключено между субъектами, имеющими равное правовое положение, т.е. между компаниями. Принятие и введение в действие Закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", не способствовало значительному развитию практики заключения таких соглашений, не усилило в большей степени интереса к ним со стороны иностранных инвесторов.

Соглашения о разделе продукции относились самим Законом и российской правовой доктриной к категории гражданско-правовых договоров, в которых государство в лице Правительства или органа исполнительной власти субъекта Федерации выступает в качестве субъекта гражданского права и занимает равное с инвестором положение. Однако некоторые юристы опровергают высказанное в литературе мнение о правовой природе этих соглашений как о гражданско-правовых договорах. Разработчики Федерального закона 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" подчеркивали, что указанная группа отношений, помимо гражданско-правовых (в рамках соглашений о разделе продукции) норм, содержащих специальные условия, регулируются также нормами международного публичного права.

Попытка законодателя придать гражданско-правовой характер договорам, заключаемым в области добычи полезных ископаемых, не случайна. Она проистекает из общепризнанной и, несомненно, правильной точки зрения, что именно гражданско-правовой договор может наиболее адекватно и эффективно регулировать отношения сторон в сфере экономической деятельности. Признание этого положения оказало влияние на содержание российской доктрины о правовой природе концессионных соглашений. Отрицание международно-правовой природы концессионных соглашений в отечественной и зарубежной науке основывалось на признании того, что она противоречит общепризнанным нормам международного права. Главным аргументом, который следует принимать во внимание при определении юридической природы концессионных договоров, является выделение основной функции, которую выполняют концессионные договоры.

Наличие спорных проблем свидетельствует о том, что вопрос о правовой природе названных документов является сегодня ключевым для решения задачи совершенствования российского законодательства об иностранных инвестициях. Эта проблема приобрела особую актуальность также в связи с заключением учредительных договоров о создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Новым является вопрос о юридической природе "концессионных отношений", так как основной результат эволюции концессионных договоров — именно выделение из этих договоров "концессионных отношений" как отношений государства с иностранным частным лицом, связанных с получением иностранным физическим или юридическим лицом разрешения на осуществление разработки недр на территории иностранного государства.

Концессионные договоры, будучи основной правовой категорией, отличаются такими характерными признаками, как неизменность условий и особый порядок заключения. Чаще всего на этих условиях передается иностранным компаниям разработка природных ресурсов: нефти, газа, угля, редкоземельных и некоторых других металлических руд, драгоценных металлов и камней и т.д. Концессия как акт государства может содержать различные условия, на которых она предоставляется и которые закрепляются в концессионном договоре разработки недр. Это непременно условия, обеспечивающие экологическую безопасность местности, в которой ведется добыча природных ресурсов. Концессия должна создавать у концессионера не только права, но и обязанность соблюдать перед государством определенные обязательства.

Концессионные договоры и соглашения о разделе продукции в России пока не получили широкого распространения. В соответствии с российским законодательством о недрах право на разработку полезных ископаемых должно предоставляться на конкурсной основе (путем проведения тендеров).

Целями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" являются привлечение инвестиций в экономику РФ, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Он определил правовые основы для заключения, исполнения и прекращения концессионных соглашений, установил гарантии прав и законных интересов участников концессионного соглашения. В данном Законе определены стороны, объекты концессионных соглашений, права и обязанности концессионера, права концедента, условия концессионного соглашения, ответственность концессионера, порядок заключения и действия концессионного соглашения. Все виды концессионных соглашений гарантируют инвестору обеспечение стабильных условий их деятельности. В данном Законе закреплен порядок проведения торгов (конкурсов или аукционов) для заключения концессионных договоров. В нем предусматривается обязательное участие государства в концессионных отношениях по добыче нефти газа и т.д.

Недостатком Закона от 9 июля 1999 года "Об иностранных инвестициях РФ" можно признать то, что в нем отсутствуют нормы о концессионном договоре как одной из форм прямых инвестиций. Итак, общепринятое понимание концессии — это акт государства, регламентирующий деятельность лица, которому предоставляется концессия. Среди важнейших положений концессионных договоров следует прежде всего назвать государственные гарантии иностранных инвестиций. К договорным формам иностранных инвестиций относится также договор международного лизинга. Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О лизинге" регулирует как иностранные, так и российские инвестиции в этой форме. К российским относятся инвестиции отечественных физических и юридических лиц в пределах границ РФ и за ее пределами.

В качестве международного лизинга рассматриваются отношения, в которых лизингодатель и собственник предмета лизинга является иностранным лицом (не резидентом). Такие отношения по договору международного лизинга соответствуют привычному для нас пониманию иностранных инвестиций, как инвестиций, осуществляемых иностранными лицами на территории РФ. Договор международного лизинга предполагает перемещение предмета лизинга из страны лизингодателя на территорию РФ, а это, в свою очередь, требует применения законодательства в области регулирования внешнеэкономической деятельности.

Договор финансового лизинга как способ осуществления инвестиций предусматривает порядок распределения рисков предпринимательской деятельности между сторонами, в соответствии с которыми определяется доля участия каждой из них в расходах по осуществлению лизинговой операции. Совместная деятельность обоих партнеров по лизинговому договору заключается в участии в расходах по приобретению и эксплуатации оборудования, а также доходах, полученных в результате эксплуатации оборудования.

Как видим, речь идет об иностранных инвестициях, хотя Закон "О лизинге" не дает определения понятия "международный лизинг", несмотря на то, что он является одной из форм иностранных инвестиций. Исходя из содержания договора международного лизинга и его особенностей, он должен быть отнесен к прямым инвестициям.

В соответствии с законодательством РФ наряду с концессионными договорами, соглашениями о разделе продукции используются и такие договорные формы привлечения иностранных инвестиций, как государственные займы, которые считаются в зарубежной доктрине классическими примерами договорных отношений. Договорные формы внесения иностранных инвестиций в России развиваются не как договор о совместной хозяйственно-коммерческой деятельности, а как различные виды договора о разделе продукции.

_________________
Зри в Корень!


23 мар 2019, 07:21
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Ответить на тему   [ 1 сообщение ] 

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
 cron
Перейти на сайт САМ СЕБЕ ЮРИСТ ©