Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Создание субъектов предпринимательства в форме юр лиц 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 30 янв 2011, 01:38
Сообщений: 129
Откуда: Питер
В зависимости от роли государства в создании юридического лица в литературе принято выделять четыре порядка создания, именуемых распорядительным, разрешительным, нормативно-явочным и явочным.

При кажущейся полярности распорядительного и явочного порядков, это явления одного порядка, ибо здесь юридическое лицо как субъект права возникает в силу лишь волеизъявления учредителя (учредителей). Отличие лишь в том, что в первом случае в качестве учредителя выступает государство в лице уполномоченного органа, во втором — субъекты частного права. Внешний контроль за законностью создания юридического лица осуществляется в качестве последующего, например, путем оспаривания соответствующих действий (административного акта, сделки) учредителя.

Разрешительный и нормативно-явочный порядки предполагают осуществление контроля за действиями учредителей в качестве элемента порядка создания юридического лица, имеющего своим результатом легализацию или отказ в легализации учрежденной организации. Критерием, разграничивающим указанные порядки, является содержание государственного контроля. При разрешительном порядке проверяется, в первую очередь, целесообразность создания хозяйствующего субъекта, намеренного осуществлять тот или иной вид предпринимательской деятельности. При нормативно-явочном порядке создания юридического лица акцент смещается в сторону контроля за законностью действий учредителей; целесообразность же создания оценивается впоследствии рынком.

Анализ действующего российского законодательства позволяет сделать вывод, что в настоящее время в РФ используется нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации юридического лица допускается лишь в случаях непредставления определенных необходимых документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Создание субъекта предпринимательской деятельности в форме Юридического лица проходит три стадии.

Первой стадией является волеизъявление учредителей (учредителя), которое опосредуется учредительным договором (решением о создании) и утверждением устава. С точки зрения правовой природы речь идет о совершении каузальной сделки, цель которой состоит в создании нового субъекта гражданского права. При этом необходимо критически оценить высказанную в литературе точку зрения, согласно которой целью совершения данной сделки является государственная регистрация: договор "...необходим только при создании общества и утрачивает силу с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица в связи с исполнением сторонами своих обязательств, связанных с достижением указанной цели". Целью учредителей является введение в предпринимательский оборот определенного имущества, использование которого будет опосредоваться правовой формой юридического лица.

Как справедливо отмечает С.Е. Жаринов, "главной целью добросовестного учредителя любой коммерческой организации (в том числе и хозяйственного общества) является не просто образование нового юридического лица как такового, другими словами, не получение листка бумаги под названием "Свидетельство о государственной регистрации", а создание такой организации, в результате деятельности которой учредитель будет получать какую-либо выгоду. Как правило, имеется в виду экономическая выгода в форме части прибыли, роста курса акций и т.п. Регистрация организации в качестве юридического лица служит лишь одним из необходимым условий достижения поставленной цели. Не менее важным является и другое, а именно — создание таких предпосылок деятельности общества, при наличии которых цель может быть достигнута фактически. Создание юридического лица не исчерпывается лишь его государственной регистрацией, но требует создания предприятия как имущественного комплекса.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что ряд прав и обязанностей, которые связывают учредителей как сторон сделки (учредительного договора), возникают вне зависимости от государственной регистрации. К таким обязанностям относится, в частности, предусмотренная п. 2 ст. 52 ГК РФ обязанность по созданию юридического лица, которая конкретизируется в учредительном договоре через определение порядка совместной деятельности, направленной на достижение соответствующей цели (внесение вкладов в уставный или складочный капитал и т.п.). Ряд прав и обязанностей (образующих содержание правоотношений, опосредующих распределение прибыли между участниками, их участие в управлении организацией и т.п.) возникнет только после государственной регистрации юридического лица.

Вторым этапом создания юридического лица является его государственная регистрация. Анализ института государственной регистрации юридического лица необходимо проводить по двум основным направлениям. Во-первых, государственная регистрация представляет собой метод государственного управления сферой экономических отношений, выполняющий учетно-контрольные функции. Институт государственной регистрации призван препятствовать выходу на рынок субъектов, "недостойных" с точки зрения действующего законодательства быть участниками имущественных отношении, способствуя тем самым обеспечению стабильности хозяйственного оборота. Полагаем, что именно этот смысл законодатель вкладывал изначально в институт государственной регистрации: как следовало из содержания первоначальной редакции п. 1 ст. 51 ГК РФ, в ходе осуществления регистрации юридических лиц регистрирующий орган проверял соблюдение установленного порядка создания юридического лица и законность содержания учредительных документов.

Однако с введением в действие Закона о государственной регистрации ситуация кардинально изменилась. Анализ содержания указанного Закона позволяет сделать вывод о том, что законодатель во многом игнорировал "контрольную" составляющую института государственной регистрации, что существенно снижает его ценность как метода государственного регулирования. Цель упрощения процедуры государственной регистрации юридических лиц, которая для разработчиков Закона, похоже, стала самоцелью, реализована за счет ослабления государственного контроля за порядком создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Фактически новый Закон легализует порочную идею отказа от какой бы то ни было проверки со стороны регистрирующих органов законности создания юридических лиц. Это наглядно демонстрирует установленный Законом о государственной регистрации "набор" оснований отказа в государственной регистрации юридического лица.

Как отмечает А. Амвросов, разработчики Закона "...решили воспользоваться опытом стран англосаксонской правовой семьи". Действительно, в Великобритании при регистрации компании наряду с учредительными документами (Memorandum of Association (внешний документ) и Articles of Association (внутренний документ)) юрист (solicitor) либо директор или секретарь компании подает регистратору специальную декларацию о соблюдении всех необходимых для регистрации требований закона, и регистратор может принять ее в качестве достаточного доказательства выполнения таких требований в отношении регистрации компании. Регистратор может не проверять содержание учредительных документов, а ограничиться прочтением краткого заявления о том, что учреждение проведено надлежащим образом. В США правила еще проще: при регистрации корпорации секретарю штата (т.е. компетентному регистрирующему органу) подается рамочный документ (Articles или Certificate of Incorporation), который содержит лишь такие положения, как наименование, адрес зарегистрированного офиса, основные положения об акциях, данные об учредителях, первых директорах и агентах корпорации.

Отношения внутри компании, в том числе между участниками, а также описание деятельности органов определяются "внутренним" документом (Bylaws или Code of regulation), который принимается уже после регистрации корпорации. Анализ российского Закона о регистрации юридических лиц наводит на мысль, что его разработчики просто скопировали данные положения— согласно п. "а" ст. 12 Закона о государственной регистрации, в заявлении о регистрации подтверждается, что учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям, все представленные сведения достоверны и соблюден порядок учреждения, в том числе относительно оплаты уставного (складочного) капитала.

Подобные правила существенно упрощают и значительно ускоряют процесс регистрации юридического лица. Вместе с тем необходимо отметить, что страны романо-германской правовой семьи придерживаются иной схемы. Так, в Германии, во-первых, содержание устава (акционерных обществ) и учредительного договора (иных коммерческих организаций) заверяется нотариусом (именно содержание, а не просто подпись заявителя). Во-вторых, регистрацию проводит судья местного суда первой инстанции, который тщательно проверяет как содержание учредительного документа, так и порядок создания юридического лица и выполнение необходимых формальностей. Поэтому данная процедура в Германии занимает от трех до шести недель, в зависимости от места регистрации и загруженности судьи. Еще сложнее процесс создания юридического лица во Франции. Там, как и в Германии, учредительные документы заверяются нотариально. После этого, но еще до учреждения компании, информация об этом публикуется в официальном юридическом вестнике (с указанием всех основных данных о компании). Затем необходимо получить разрешение ряда проверяющих инстанций, и лишь в случае успеха юридическое лицо будет зарегистрировано.

Упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц является не самым лучшим решением, так как послужит причиной появления большого количества "незаконнорожденных" объектов хозяйственной деятельности, учредительные документы которых будут противоречить законодательству. Регистрирующий орган не сможет отказать в регистрации юридического лица, несмотря даже на выявленные несоответствия учредительных документов и порядка создания юридического лица действующему законодательству. Наряду с контрольной, институт государственной регистрации призван выполнять информационную функцию. В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. При этом придание государственному реестру юридических лиц правовых качеств федерального информационного ресурса, закрепление принципа открытости и общедоступности содержащихся в нем сведений, несомненно, повысит эффективность реализации информационной функции системы государственной регистрации.

С юридико-формальной точки зрения государственная регистрация выполняет легализующие функции: акт государственной регистрации "знаменует" собой рождение нового субъекта права, определяя момент возникновения правоспособности юридического лица. "Именно государственная регистрация имеет право устанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого юридическое лицо считается созданным". Этот вывод, казалось бы, очевидно вытекающий из содержания п. 2 ст. 51 ГК РФ, при ближайшем рассмотрении обнаруживает серьезную проблему в плоскости взаимоотношения институтов государственной регистрации и правосубъектности юридических лиц. Ответ вроде лежит на поверхности: поскольку юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации, следовательно, в отсутствие регистрации никакого юридического лица как право субъектного образования быть не может. Однако все не так просто. Для того чтобы проследить взаимосвязь указанных явлений, зададимся вопросом: каким образом признание государственной регистрации юридического лица недействительной повлияет на его правоспособность?

Анализ ст. 61 ГК РФ позволяет сделать парадоксальный вывод: признание государственной регистрации юридического лица недействительной само по себе никак не повлияет на его правоспособность. Признание государственной регистрации недействительной влечет принудительную ликвидацию юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Однако прекратить можно только то, что существует; указанная норма ясно свидетельствует о том, что, несмотря на незаконность государственной регистрации, субъект права все-таки возник. Недействительная в силу незаконности государственная регистрация все-таки привела к соответствующим правовым последствиям, поскольку речь идет о ликвидации; созданное в результате незаконной регистрации, юридическое лицо просуществует до момента исключения его из реестра. Этой же точки зрения придерживается и Высший Арбитражный Суд РФ, по мнению которого признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

Ясно, что сделки может совершать только организация, обладающая качествами субъекта права. Выходит, что с точки зрения гражданско-правовых последствий совершенно безразлична законность акта государственной регистрации: как законный, так и незаконный, он приводит к возникновению юридического лица. Третьим этапом создания субъекта предпринимательства в форме юридического лица является наполнение его правосубъектности, легализующее его в качестве субъекта предпринимательского права. Предпринимательские отношения не исчерпываются имущественными отношениями горизонтального типа, но включают в себя вертикальные хозяйственно-управленческие отношения. Приобретая статус юридического лица, организация приобретает качество субъекта гражданского права; для полноценного участия в предпринимательской деятельности она должна стать на учет в качестве налогоплательщика, для осуществления лицензируемого вида деятельности получить соответствующую лицензию и т.д.

_________________
Зри в Корень!


03 фев 2019, 06:05
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Ответить на тему   [ 1 сообщение ] 

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
 cron
Перейти на сайт САМ СЕБЕ ЮРИСТ ©